Таки, вдогонку предыдущему, я решила разразиться постом подлиннее на тему аниме вообще и Сверхъестественного в частности.
многабукафЧто хочу сказать - вот эта реплика: «а какой особенный драматизм может быть в аниме» - она полностью отражает мнение невтемного человека только краем уха слышавшего о японских «мультиках», да видевшего постеры большеглазых сиськастых няшечек на упаковках дешевых китайских… бля, да где их сейчас только нет?
Ну правильно, а какое еще мнение может создасться после такого – мультик, ишо и с такой рисовкой, да ишо и с налетом пошлости?..
Так вот тут я хочу немножко - если возможно - порасставлять кое-какие точки по своим законным "i". В общем и целом я понимаю сложности возникающие у нормальных людей впервые - да еще и не дай бог против воли - столкнувшихся с аниме.
И первая из них - рисовка. О ней я сейчас много говорить не буду, бо тут все-таки дело вкуса.
Скажем, вот меня это первое, что привлекло. Мелкой я видела только наши мультики, может умные-хорошие-добрые, но… Вспомните кукольного Незнайку, Голубого Щенка или не помню уж как тот мульт назывался, но там ежика совершенно отвратного вида наряжали елочкой… В моем детстве чуть ли не единственными красиво нарисованными «принцессами» были Микулишна, да Принцесса из второй части Бременских музыкантов. И «принцы» оттуда же. Короче добрых-умных-поучительных мультиков было до фига. Но не было красивых. Так что это первое, что я увидела в аниме – красивую картинку.
Но, повторюсь, сейчас при таком обилии выбора, возможно, красоту рисовки аниме воспринимаешь и не так ярко. Тем более, что она - рисовка, то есть - действительно в определенной мере схематична, плюс следует своим, часто сложно схватываемым, канонам.
Вторая сложность при восприятии – мультяшность. Как там ни крути, а даже вместе с диснеевскими полнометражками, мультфильмы все равно вызывают у большинства людей вполне определенную реакцию – их не воспринимают всерьез. Для большинства мультики это развлечение в полной мере. Смешное, детское, легкое, яркое. Мультфильмы смотрят как… мультфильмы. Вот именно с таким настроем: это – мультфильм. Не-нас-то-ящее – вот наверное самое правильное слово.
Фильмы воспринимают совсем иначе. Ну и что с того, что фильмы - такое же ненастоящее, как и мультфильмы, тем не менее живые актеры, реальная обстановка – все это заставляет нас верить, поникаться происходящим на экране гораздо глубже, чем любой мультик. Сразу оговорюсь – если мультик смотреть именно как мультик.
Ну а как еще его смотреть? – скажете вы. И будете в общем правы. Все западные мультфильмы иначе смотреть и нельзя. Потому что они создаются людьми воспринимающими эти самые мультфильмы ровно так же как и вы. И оторва-«Южный Парк» и приторные до безобразия «Заботливые мишки», по большому счету одинаковы в главным – они карикатура на реальность, условность, но не сама реальность.
И именно в этом принципиальное различие аниме и классических западных мультфильмов.
Аниме изначально снимается как фильм. Как условная реальность, а не условность. Причем - каким бы сверхъестественным сюжетом оно не обладало, о каких бы супергероях не рассказывало, как бы странно не выглядели персонажи.
Так уж вышло, но японцы кино снимать не умеют. Нет, я не говорю, что у них совсем нет кинематографа. Акира Курасава, Такеши Китано – имена слишком громкие, чтобы не знать о них. Тем не менее в целом, как развитой индустрии, как хоть сколько-нибудь заметного явления кино в Японии нет. Тут можно приводить разные причины - почему, но факт остается фактом.
Зато в Японии как кино снимают мультфильмы. Да, со всеми своими условностями, с глазами в пол-лица, с ногами от ушей, и тем не менее, их мультфильмы это полный эквивалент нашему кино. Посему и смотреть аниме надо как кино. И там есть все – триллеры, мыльные оперы, драмы, комедии, детективы, фантастика, фэнтези, ужасы… Жанры аниме – это жанры кино.
Так что, если вы впервые знакомитесь с аниме, мой совет - попробуйте продраться сквозь рисовку, попробуйте принять ее условность и смотрите аниме как фильм. Впечатлений будет море.
И тогда вы заметите еще один важный момент – философию. Необычный, восточный взгляд на жизнь и окружающий мир. Это еще одна, с одной стороны сложность, с другой – прелесть аниме.
Аниме по своей сути порождение и отражение той культуры, которая его создала. Культуры древней, странной и мрачной с точки зрения западного человека. Вся японская поэзия, драма пронизана этими мотивами – ощущением скоротечности, зыбкости существования(синтоизм), конфликтом долга и желаний(конфуцианство), столкновением предопределенности и свободной воли(буддизм). И все эти мотивы полностью находят свое отражение в аниме. Причем, я бы так сказала, во ВСЕХ аниме. Какими бы веселыми, дурашливыми… или дешевыми, они ни были.
После этого вопрос – а какой особенный драматизм может быть в аниме? – может вызвать только гомерический хохот. В том-то и дело, что даже в самых тупых аниме этого самого драматизма будет выше крыши. Другое дело насколько талантливо или тонко он будет преподнесен.
Но естественно, я не утверждаю, что всё аниме сплошь шедевры. Так же как и в кино, так же как в любой другой сфере производства – есть подделки, есть поток, есть штучный товар. В чем вы можете лично, если дадите себе шанс, убедиться.
А теперь, что касается Сверхъестественного.
Дело в том, что Сверхъестественное – сюрприз-сюрприз! – это своей сути СНЯТОЕ аниме. Это квинтэссенция всего, что представляет собой аниме. Вот именно это прежде всего мне и выносило мозг с первых сезонов. Ведь этот сериал крайне необычен, по большому счету, для американского кинематографа. В предыдущем абзаце я описала основные мотивы присущие аниме, и теперь смотрите как шикарно они накладываются на канву Суперов. Скоротечность, зыбкость существования – эта вечная смерть у братьев за спиной, конфликт долга и желаний – этим пронизан весь сериал, начиная с воплощения долга - Дина и воплощения желаний – Сэма, предопределенность и свобода воли – это вообще чуть ли не основной конфликт сериала.
Лазерная фокусировка на личных переживаниях персонажей – это тоже в копилку аниме. Если в западных сериалах человек взаимодействует с окружающим миром и через это познает свои внутренние пределы, то в восточных(и аниме в том числе) человек противостоит внутренним демонам и через это познает окружающий мир. Дин смотрящий на мир сквозь призму вдолбленных в него Джоном правил, медленно и верно пишущий свои собственные и Сэм - борющийся просто на физическом уровне с демонской кровью в себе и пытающийся не причинить миру лишнего вреда.
Далее – решение проблем в сериале так же чисто восточное. Самопожертвование. Это абсолютно не имеет ничего общего с западной философией с ее эгоцентризмом. Именно поэтому, кстати, мы воспринимаем сделку Дина как в какой-то мере эгоистичный шаг. Самопожертвование не входит в западную систему ценностей(что, кстати, странно, учитывая Иисуса). Или скажем так - входит в гораздо меньшей степени, чем в восточную. И еще в западной системе ценностей - самопожертвование абсолютно вынужденный шаг. Ни разу не добровольное решение. Решение при принципиальной невозможности иных решений. Скажем в том же Армагеддоне персонаж Уиллиса жертвует собой, но не столько потому, что это его осознанное решение, сколько потому, что выбра нет - так сложились внешние обстоятельства. Кем-то жетвовать придется, он просто выбирает для себя приемлемый вариант. Сделка Дина иное. Это самопожертвование при объективно возможном выборе. Он может не воскрешать Сэма. Обстоятельства этому ни разу не мешают. Но он выбирает - совершенно добровольно - сделку по чисто субъективным, внутренним причинам.
Короче, если схематично и не вдаваясь, возьмите чуть ли не любой первый западный фильм – мы разнесем весь мир, чтобы спасти собачку. Восточное решение не такое – мы пожертвуем любимой собачкой, чтобы не разнести весь мир. Так вот в Суперах, в разных вариантах, жертвуют собачкой. От Дина, жертвующего собой ради брата, для которого он – весь мир, до того же Дина готового пожертвовать братом, чтобы спасти мир(пусть он и определил это для себя как выбор Сэма) - кстати, опять совершенно осознанное, добровольное Диново решение при наличии иного выбора(открытой схватки Люцифера/Михаила, как вариант)
И, наконец, сама тема БРАТЬЕВ вот именно в такой трактовке: любовь до самоотречения/конфликт до смерти – это просто-таки традиционный мотив для аниме.
Собственно именно поэтому Суперы и стали первым западным сериалом по которому японцы готовы сделать анимку. Сверхъестественное до последней черточки, до последнего переживания – чистой воды аниме. А это значит, мои анимешные девственницы и девственники - поздно, поздно... Вы уже смотрите и любите аниме. Так что расслабьтесь и получайте удовольствие.
Про аниме и Сверхъестественное. Для неанимешников.
Таки, вдогонку предыдущему, я решила разразиться постом подлиннее на тему аниме вообще и Сверхъестественного в частности.
многабукаф
многабукаф